Узорное ткачество

Узорное ткачество возникло в глубокой древности, развивалось в Китае, Индии, Японии, Италии, Франции было широко распространено и в России. Способы узорного ткачества сложны и трудоемки. Техника ткачества определяет геометризованный характер орнамента. Большой интерес представляют узорные ткани Рязанской, Архангельской и других областей.

Особенно нарядно украшаются полотенца, поневы, косынки, скатерти, покрывала, половики с применением браной, закладной ажурной техники.

В настоящее время узорные ткани вырабатываются на жаккардовых машинах. Наряду с промышленным производством изделий узорного ткачества сохраняется их выпуск и в домашних условиях. Среди технических приемов наибольшее распространение имеют ремизное и многоремизное, браное, переборное, закладное, узловязальное, или ворсовое, петельчатое ткачество.

В России для изготовления узорных тканых изделий издавна использовались природные материалы, получаемые и обрабатываемые в хозяйстве: шерсть, лен, натуральный шелк, позже к ним добавились фабричные материалы. Для производства ковровых изделий лучшим видом сырья является шерсть, которая хорошо окрашивается в различные цвета.

Полотенца, скатерти, салфетки ткут из хлопчатобумажной пряжи, смешанной с льняной, шелковой, а также гарусом, мулине и другими. До второй половины XIX века пряжу окрашивали только естественными красителями. В настоящее время широко используются химические красители. От их выбора и способа крашения зависят долговечность и светостойкость декоративных тканей.

Цветовое решение узорных тканей основано на нескольких красках и богатой гамме их оттенков. Доминирующими являются коричневый, зеленый, красный, желтый и черный. Декоративные ткани России имеют гладкую, рельефную, ворсовую, петельчатую фактуру с одноцветным или многоцветным рисунком. Они бывают одно- или двухсторонними, часто дополняются вышитым орнаментом.

Таким образом, ткани и их художественное оформление занимают особое место в декоративно-прикладном искусстве. Искусство оформления тканей имеет свою историю, уходящую вглубь веков, так как на протяжении всей истории развития человеческого общества ткани тесно связаны с практической деятельностью человека. Сохранившийся до наших дней принцип ткачества заключается в последовательном переплетении утком параллельно идущих основных нитей. В процессе ткачества основа делится на две части, образуя зев, в который вводится уток. Образование зева в ручном ткачестве (до появления ткацкого станка) достигалось различными приспособлениями: дощечками, бердечком или нитом. Ткачество с помощью бердечка и нита было широко распространено в Европе и в настоящее время существует в рогожном производстве и ручном ткачестве.

Тканье по ниту, заключавшееся в образовании зева при помощи нитяных петель, развилось в существующее ныне ткачество на ткацких станках. По археологическим раскопкам можно предположить, что первый ручной ткацкий станок появился еще в 5-м тысячелетии до н. э., что было важнейшим достижением человечества на пути его развития. С появлением ткацкого станка стало развиваться узорное ткачество - украшение поверхности ткани орнаментом путем переплетения цветных нитей основы и утка. У разных народов создавались различные конструкции ткацких станков с горизонтальным или вертикальным расположением основы. Постепенно конструкции станков усовершенствовались, появились различные способы образования зева (разделения основы на четные и нечетные нити), что ускорило развитие ткачества. В дальнейшем получил распространение ткацкий станок с горизонтальным расположением основы. Станок был оснащен ремизками, которые подвешивались на специальных тягах, а управление ими осуществлялось с помощью педалей. В глазки ремизок пробирались основные нити. На станке было бердо для регулирования плотности основных нитей и прибивания утка к опушке ткани. Челнок пробрасывался в зев вручную. Так возникло ремизное ткачество, которое продолжает древнейшие традиции ручного ткачества.

В период развития мануфактур (XVI - XVIII вв.) в ткачестве происходило широкое разделение труда. Основу готовили с помощью барабанов, на которые пряжа сматывалась одновременно с нескольких десятков катушек (этот принцип лег в основу современной сновальной машины), а для перематывания утка с катушек на початки использовались ручные прялки. В эпоху промышленной революции в текстильной промышленности раньше, чем в других отраслях материального производства, начали применяться машины, достигшие за долгий путь своего развития высокого совершенства. Созданный Джоном Кеем в 1738 г . «летающий» челнок проложил путь к развитию механического ткацкого станка, который был создан Эдмундом Картрайтом в 1786 г . Этот станок уже был довольно высокопроизводительной машиной, оснащенной механизмами для прокладывания челнока, подъема ремизок, прибоя уточной нити и навивки ткани на валик, т. е. принципиально такой же ткацкий станок, какой используется сейчас, почти 200 лет спустя. В 1868-1887 гг. был создан многочелночный механизм с автоматической сменой утка, предназначенный для выработки пестротканых текстильных изделий. В дальнейшем многочелночные станки получили широкое применение для выработки ремизных тканей с разнородной уточной пряжей, отличающейся линейной плотностью, круткой, волокнистым составом и цветом. И все же способ изготовления тканей сохранился с глубокой древности. Хотя процесс ткачества совершенствовался, но основные принципы технологии остались прежними. Только в первой четверти XX в. появилось несколько конструкций бесчелночных ткацких станков.

В середине XX в. появились ткацкие станки с прокладыванием утка пневматическим, гидравлическим способами и микрочелноками без уточной паковки. Современная текстильная промышленность оснащена высокопроизводительным оборудованием, автоматическими челночными и бесчелночными ткацкими станками, которые позволяют вырабатывать самые сложные и разнообразные переплетения и ткацкие рисунки.

Среди узорных тканей, применяемых в убранстве дома, особенно популярны ковровые изделия, покрывала, полотенца, скатерти, половики. Для каждой из этих групп свойственны определенная техника, орнамент, пропорции, цвет. На протяжении столетий сложилось множество видов тканей в зависимости от бытовых условий, спроса и эстетического вкуса населения, уровня развития техники.

По виду сырья различают шерстяные, льняные, хлопчатобумажные, шелковые, смешанные ткани и штучные изделия. По назначению: для одежды, украшения интерьера, проведения обрядов, хозяйственного применения.

У нас вывсегда можете приобрести домотканые скатерти, салфетки, аутентичные портьеры на окна, русские рубахи и сарафаны