Возможности получения ткацкого рисунка в ремизном ткачестве

Рисунки, выполненные путем сочетания цветных нитей и переплетения, можно разделить на три основные группы: 1) полосы; 2) клетки; 3) мелкоузорные. Рисунок вертикальной полосы в направлении основы получается выделением основных нитей разным цветом, уток в таких тканях одноцветный. Рисунок горизонтальной полосы в направлении утка создается разноцветным утком и одноцветной основой. Рисунок клетки различных ритмов получается выделением более ярких основных и уточных нитей

В пестроткани цветной ткацкий рисунок образуется по основе в процессе снования заданным чередованием основных цветных нитей, а по утку в процессе ткачества чередованием цветных утков. Цветные нити основы, чередующиеся в определенном порядке по всей ширине ткани, называются раппортом рисунка по основе. Чередование цветных уточных нитей в определенном порядке по длине ткани выполняется на ткацком станке с помощью многочелночного механизма. Количество цветов и порядок их размещения по основе практически не ограничены, а раппорт цвета по утку ограничен технологическими возможностями многочелночного механизма. В современном ткацком производстве максимально возможное число различных цветов по утку составляет 7, но в производстве тканей массового ассортимента на ткацких станках используют только 4 цвета по утку. При составлении раппорта цветного рисунка по утку необходимо учитывать смену челноков - разгон челноков и их количество на станке. Размер раппорта цветного узора ткани можно определить по следующему правилу: раппорт рисунка как по основе, так и по утку равен общему наименьшему кратному соответствующего цветного раппорта и раппорта переплетения. Раппорт цветного рисунка должен включать целое число, как раппортов цветного узора, так и раппортов переплетения. Цветной рисунок может быть на всю ширину ткани. Такое построение особенно распространено в декоративных тканях и ремизных штучных изделиях (покрывала, скатерти, салфетки). От проборки основных нитей в ремиз зависит переплетение - структура ткани (например, чем сложнее переплетение, тем большее количество ремизок и карт в картоне потребуется для его выработки). Известны случаи выработки ремизных тканей на 36 ремизках, но в ткацком производстве используются в основном от 4 до 12 ремизок.

Существующие проборки основных нитей в ремиз - рядовая, рассыпная, обратная простая, обратная двойная, сводная, прерывная в два свода и сокращенная (по рисунку) - позволяют вырабатывать огромный ассортимент тканей и создавать новые структуры ремизных тканей

Большую роль в художественном оформлении ремизных тканей играет композиционное и колористическое решение цветного ткацкого рисунка и структуры ткани. При этом необходимо учитывать, что ткачество - очень трудоемкий процесс и всякое осложнение технологии выработки рисунка увеличивает себестоимость ткани. Поэтому нужно добиваться желаемых результатов в художественном оформлении тканей более простыми способами. Например, разнообразия в художественном оформлении рисунков полосы и клетки при однородном переплетении можно добиться неравномерной проборкой основных нитей в зуб берда. Используя различную проборку основных нитей в бердо, художники могут получить определенные эффекты в строении тканей - уплотнения и разрежения основных нитей, просветы за счет незаполненных зубьев берда.

Очень часто в художественном оформлении ремизных тканей используются различные виды просновок из нитей, отличающихся составом сырья, линейной плотностью, круткой, цветом от нитей, используемых в фоне ткани. В качестве просновок можно использовать мулинированные, меланжевые и фасонные нити или на фоне шерстяной или хлопчатобумажной ткани применять просновки из шелковых или синтетических нитей. Просновки обогащают поверхность ткани, но иногда требуют дополнительного навоя, что осложняет производство тканей. Для выявления цветного ткацкого рисунка и обогащения фактуры ткани применяются различные сочетания ткацких переплетений - комбинированные переплетения. При выработке тканей комбинированными переплетениями можно получить простейшие рисунки орнаментальных полос и клеток и более сложные при сочетании с мелкоузорчатыми переплетениями. Разнообразные мелкомасштабные рисунки - вертикальные, горизонтальные, диагональные полосы и клетки - можно получить при сдвиге цветного раппорта рисунка относительно раппорта переплетения. Мелкоузорные рисунки получаются также при выработке тканей мелкоузорчатыми переплетениями с использованием одноцветной или многоцветной пряжи.

Дополнительные эффекты в ткани можно получить и в процессе отделки. Например, живописность цветного ткацкого рисунка шерстяной пальтовой ткани (драп), построенного на сближенных цветовых и светлотных отношениях, усиливает начес ткани при отделке, который сглаживает контуры цветного рисунка и создает за счет ворса мягкий переход из цвета в цвет.

На рисунке представлен образец ткани, где тонкий рисунок полос обогащен пятнами, полученными при ворсовании, в процессе которого в местах уточных настилов образовались ворсовые пучки. Тонкие ткани из смешанных нитей при термообработке дают различную усадку, и на ткани получается эффект гофре.